Программа обучения курса
Программа повышения квалификации «Применение Европейской системы зачётных единиц ECVET в профессиональном образовании и обучении»
Уровень (EQF): |
6 |
Зачётные единицы: |
5[1] |
Общее кол-во часов: |
180 |
Кол-во часов контактной работы: |
36 |
Цель – использовать Европейскую систему зачётных единиц (ECVET) в профессиональном образовании и обучении (ПОО — VET) России и Узбекистана на примере выбранной слушателем квалификации.
Результаты обучения (РO) |
Трудовые действия (ТД) |
РO 1. Определить нормативно-правовые основы применения ECVET в национальной системе ПОО
|
ТД 1 — Анализировать принципы и направления использования ECVET в международной практике ПОO |
ТД 2 — Определить нормативно-правовые основы для разработки образовательной программы ПОО в контексте ECVET |
|
ТД 3 — Определить документы, необходимые для разработки образовательной программы конкретной выбранной квалификации в контексте ECVET |
|
РO 2. Проводить функциональный анализ квалификации по методике RUECVET |
ТД 4 — Осуществлять сбор данных для проведения функционального анализа квалификации совместно с работодателями |
ТД 5 — Актуализировать содержание квалификации в соответствии с национальной системой квалификаций |
|
ТД 6 — Разработать функциональную карту квалификации |
|
РO 3. Определять и оценивать результаты обучения в контексте ECVET |
ТД 7 — Определить результаты обучения на основании проведённого функционального анализа квалификации |
ТД 8 — Конструировать содержание результатов обучения с использованием таксономии Блума |
|
ТД 9 — Разработать блок результатов обучения в соответствии с системой ECVET |
|
РO 4 — Содействовать доступу студентов и преподавателей к мобильности в ПОО |
ТД 10 — Распределить зачётные единицы по структурным элементам программы с целью организации мобильности студентов |
ТД 11 — Определить механизмы ECVET для мобильности в ПОО для выбранной квалификации |
|
ТД 12 — Скомпилировать образцы Меморандума о взаимопонимании (МоU), Соглашения об обучении и документ о личных достижениях в рамках методологии ECVET. |
Описание курса
Программа повышения квалификации направлена на методическое сопровождение внедрения системы зачетных единиц ECVET в среднее профессиональное образование и обучение Российской Федерации и Узбекистана.
Этот курс предназначен для руководителей и преподавателей системы ПОО в соответствии с национальным законодательством и европейскими нормами и правилами внедрения ECVET и применения Европейской рамки квалификаций.
В российском среднем профессиональном образовании необходимость такой системы обусловлена рядом причин:
-
интернационализацией профессионального образования и обучения, в том числе посредством реализации совместных программ с зарубежными образовательными организациями профессионального образования или компаниями;
-
развитием сетевых форм обучения, которые предполагают сетевое взаимодействие между российскими образовательными организациями, между российскими образовательными организациями и предприятиями/компаниями, между российскими и зарубежными образовательными организациями;
-
задачами повышения эффективности и качества профессионального образования посредством описания образовательных программ в терминах результатов обучения с использованием зачетных единиц.
Программа разработана в рамках реализации проекта «Piloting ECVET to the national VET system of Russia and Uzbekistan RUECVET» и в соответствии со следующими документами:
-
Законом РФ от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-
Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования",
-
Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения",
-
Приказом Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
-
Рекомендациями Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №06-1225 по организации получения среднего профессионального образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;
-
Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Утверждены 22 января 2015 года № ДЛ-1/05вн);
-
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 г. "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
-
Методическими рекомендациями по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Утверждены 20 апреля 2015 г. № ДЛ-11/О6вн);
-
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО).
Результаты обучения
По окончании курса обучающиеся смогут:
-
РO 1. Определить нормативно-правовые основы применения ECVET в национальной системе ПОО
-
РO 2. Проводить функциональный анализ квалификации по методике RUECVET
-
РO 3. Определять и оценивать результаты обучения в контексте ECVET
-
РO 4. Содействовать доступу студентов и преподавателей к мобильности в ПОО
РO 1. Определить нормативно-правовые основы применения ECVET в национальной системе ПОО
Ответственность и самостоятельность – по окончанию курса обучающийся будет способен самостоятельно и ответственно выполнять следующие трудовые действия: |
Умения - по окончанию курса обучающийся будет способен: |
Знания - по окончанию курса обучающийся будет знать: |
ТД1. Анализировать принципы и направления использования ECVET в международной практике ПОO |
Определить общие вопросы политики и практики ЕС в области развития ПОО по сравнению с национальной системой образования |
|
Понимать назначение ECVET |
Методические и методологические механизмы системы ECVET |
|
Анализировать принципы и функции ECVET |
|
|
ТД2. Определить нормативно-правовые основы для разработки образовательной программы ПОО в контексте ECVET |
Понимать необходимость внедрения системы зачетных единиц в СПО РФ |
Назначение системы зачетных единиц |
Анализировать нормативно-правовую базу внедрения системы зачетных единиц в национальную систему ПОО |
Правовые основания применения ECVET |
|
ТД3. Определить документы, необходимые для разработки образовательной программы конкретной выбранной квалификации в контексте ECVET |
Анализировать методические основания применения системы зачетных единиц в национальной системе ПОО |
|
Определить возможности для преобразования учебной программы ПОО в контекст ECVET |
Условия внедрения ECVET |
РO 2. Проводить функциональный анализ квалификации по методике RUECVET
Ответственность и самостоятельность – по окончанию курса обучающийся будет способен самостоятельно и ответственно выполнять следующие трудовые действия: |
Умения - по окончанию курса обучающийся будет способен: |
Знания - по окончанию курса обучающийся будет знать: |
ТД4. Осуществлять сбор данных для проведения функционального анализа квалификации совместно с работодателями |
Подготовить опросный лист для работодателя |
Ключевых работодателей в регионе, имеющих отношение к выбранной квалификации |
Выяснить у работодателей те результаты обучения, которые требуются для выбранной квалификации |
Способы взаимодействия с ключевыми работодателями как одно из важнейших условий применения системы зачётных единиц |
|
ТД5. Актуализировать содержание квалификации в соответствии с национальной системой квалификаций |
Идентифицировать ключевые цели, функциональные области, рабочие функции и соответствующие трудовые действия, связанные с выбранной квалификацией |
Процедуру функционального анализа с целью составления функциональной карты |
Выбрать наиболее подходящую модель функционального анализа для выбранной квалификации |
Компоненты и модели функционального анализа |
|
Выполнить различные этапы функционального анализа |
Процесс проведения функционального анализа квалификации |
|
ТД6. Разработать функциональную карту квалификации |
Создать структуру функциональной карты для выбранной квалификации |
Структуру и правила составления функциональной карты |
Объединить рабочие действия в соответствующие рабочие функции |
Рабочие действия, которые относятся к выбранной квалификации |
|
Соотнести рабочие действия с результатами обучения |
Связь между результатами обучения и трудовыми действиями в функциональной карте по выбранной квалификации |
РO 3. Определять и оценивать результаты обучения в контексте ECVET
Ответственность и самостоятельность – по окончанию курса обучающийся будет способен самостоятельно и ответственно выполнять следующие трудовые действия: |
Умения - по окончанию курса обучающийся будет способен: |
Знания - по окончанию курса обучающийся будет знать: |
ТД7. Определить результаты обучения на основании проведённого функционального анализа квалификации |
Демонстрировать преимущества концепции «результатов обучения» для различных заинтересованных сторон по выбранной квалификации |
Значимость использования результатов обучения |
Определять набор результатов обучения, формирующих выбранную квалификацию |
Концепцию результатов обучения |
|
Классифицировать трудовые действия, умения и знания, основываясь на концепции результатов обучения для выбранной квалификации |
Спецификацию результатов обучения (трудовые действия, умения и знания) |
|
ТД8. Конструировать содержание результатов обучения с использованием таксономии Блума |
Определять критерии оценки в выбранной программе профессионального образования |
Таксономию Блума как наиболее важную теоретическую основу концепции результатов обучения |
Определять критерии оценки результатов обучения для выбранной квалификации |
Правила оценивания и критерии оценки |
|
Выбирать подходящие методы оценки результатов обучения для выбранной квалификации |
Методы оценивания результатов обучения |
|
ТД9. Разработать блок результатов обучения в соответствии с системой ECVET |
Объяснить концепцию «блока результатов обучения» для целей мобильности |
Концепцию «блока результатов обучения» в осуществлении мобильности |
Сформулировать содержание блока результатов обучения для выбранной квалификации |
Компоненты и функции блоков результатов обучения |
|
Разработать блок результатов обучения для выбранной квалификации |
Процедуру разработки блоков результатов обучения, основанную на функциональном анализе, с целью осуществления мобильности обучающихся |
РO 4. Содействовать доступу студентов и преподавателей к мобильности в ПОО
Ответственность и самостоятельность – по окончанию курса обучающийся будет способен самостоятельно и ответственно выполнять следующие трудовые действия: |
Умения - по окончанию курса обучающийся будет способен: |
Знания - по окончанию курса обучающийся будет знать: |
ТД10. Распределить зачётные единицы по структурным элементам программы с целью организации мобильности студентов |
Определить соответствующий вес блоков результатов обучения в образовательной программе для осуществления мобильности |
Соотношение терминов «зачётные единицы» и «единицы ECVET» |
Распределить зачётные единицы по блокам результатов обучения. |
Принципы и методы распределения зачётных единиц |
|
ТД11. Определить механизмы ECVET для мобильности в ПОО для выбранной квалификации |
Выбрать необходимые документы для мобильности в профессиональном образовании по выбранной квалификации |
Основные документы ECVET, необходимые для осуществления мобильности в профессиональном образовании для выбранной квалификации |
Оформить профиль образовательной программы среднего профессионального образования в контексте мобильности |
Принципы разработки образовательных программ среднего профессионального образования, основанной на зачётных единицах |
|
ТД12. Скомпилировать образцы Меморандума о взаимопонимании (МоU), Соглашения об обучении и документ о личных достижениях в рамках методологии ECVET |
Определить потенциальных участников для осуществления мобильности |
Требования, предъявляемые к сторонам, подписывающим Меморандум о взаимопонимании, Соглашение на обучение |
Подготовить документы, необходимые для подписания Меморандума о взаимопонимании, Соглашения на обучение |
Структуру и содержание Меморандума о взаимопонимании, Соглашения на обучение |
|
Подготовить образец Меморандума о взаимопонимании, Соглашения на обучение |
Порядок составления и согласования Меморандума о взаимопонимании, Соглашения на обучение |
[1] 1 зачётная единица = 36 часов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)